Описание и интерпретация результатов  

Описание и интерпретация результатов

Следует помнить, что все таблицы и рисунки, представленные в параграфе, требуют их вербализации или словесного описания автором. По мнению Л.В. Куликова данная процедура необходима, с одной стороны в связи с тем, что непосредственно сами по себе числовые данные или представленные в наглядной форме результаты не подтверждают и не опровергают выдвигаемые предположения, способствует этому именно авторское описание. С другой стороны, вербализация оказывает помощь самому автору, который, опираясь на наглядные изображения благодаря образному мышлению, продвигается к более глубокому пониманию изучаемого феномена [9]. Поэтому не следует недооценивать ценность словесного описания каждой таблицы, рисунка, схемы, стремясь выделить наиболее важные показатели, указать наибольшие и наименьшие позиции измеряемого признака, дать ссылки на статистическую значимость различий или взаимосвязи и т.д. Именно такой подход позволяет автору в дальнейшем выйти на новый уровень эмпирических обобщений.

Пример 1:

Анализ полученных результатов показывает неоднородность студенческого состава по уровню экзаменационной тревожности на разных этапах его проведения. Если на предэкзаменационном этапе «картина переживаний» примерно одинакова для студентов третьего и пятого курса, то на экзаменационном и особенно постэкзаменационном этапах наблюдаются существенные различия в динамике тревоги. Ярким доказательством особой значимости итоговой аттестации, на наш взгляд, выступает не столько более высокий уровень тревожности пятикурсников в ситуации экзамена, сколько резкий спад напряжения после завершения государственного экзамена (см. Таблицу 2).

Таблица 2

Количество студентов с разным уровнем ситуативной тревожности (СТ)

на каждом этапе текущей (ТА) и итоговой (ИА) аттестации

Уровень СТ Предэкзаменационный этап Экзаменационный этап Постэкзаменационный этап
ТА ИА j* ТА ИА j* ТА ИА j*
Низкий уровень (до 30 баллов 0% 0% ____ 8,6% 4,3% 0,93 17,1% 37% 2,40**
Средний уровень (31-44 балла) 12,9% 8,7% 0,72 27,1% 17,4% 1,23 48,6% 23,9% 2,75**
Высокий уровень (45 и более баллов) 87,1% 91,3% 0,72 64,3% 78,3% 1, 64* 34,3% 39,1% 0,53

Примечание: в таблице указан уровень значимости различий, где ** соответствует r≤0,01, *- r≤0,05.

Пример 2:

Согласно полученным данным излишняя концентрация на ребенке наиболее характерна для родивших женщин (75% опрошенных) и проявляется в стремлении полностью посвятить себя и все свое время ребенку, удовлетворяя его желания. Для данного стиля также свойственно установление отношений зависимости от ребёнка, стремление ускорить его развитие и исключить влияние различных внесемейных факторов. Тогда как беременные и женщины, не имеющих детей, придерживаются стиля излишней концентрации на ребенке, что составляет 41% и 37% соответственно (см. Табл. 3).



Таблица 3

Предпочитаемые стили родительского отношения у женщин, не имеющих детей,

беременных и родивших (в %)

Стиль родительского отношения Группы женщин
Не имеющие детей Беременные Родившие
Оптимальный эмоциональный контакт
Излишняя эмоциональная дистанция с ребёнком
Излишняя концентрация на ребенке

Таким образом, к оптимальному эмоциональному контакту стремятся 53% женщин, не имеющих детей, и 59% женщин, находящихся на третьем триместре беременности считая данный стиль отношений наиболее конструктивным и благоприятно влияющим на развитие ребенка. И лишь 25% родивших женщин подтверждают ориентацию на данный тип детско-родительских отношений. Следует отметить, что в группах беременных и родивших женщин отсутствует такой стиль отношений, как эмоциональная дистанция с ребенком. Это обусловлено осознанностью ситуации и готовностью женщин к материнству, что не свойственно 10% испытуемых, не имеющих детей…

Выводы

В конце каждого параграфа эмпирической части необходимо сделать некоторое обобщение или вывод – утверждение, выражающие в краткой тезисной форме основные содержательные итоги определенного этапа исследования.

Как правило, выводы отражают новое психологическое знание, полученное автором на определенном этапе или при решении конкретной задачи исследования, выступая логическим завершением проделанной части работы. В отличие от итоговых выводов относительно всего исследования, выводы в конце параграфа раскрывают конкретные, частные результаты, что находит отражение в их формулировке. При этом ведущее место в формулировке выводов занимает качественный анализ полученных количественных результатов.



Пример:

Таким образом, согласно полученным данным для супругов, занимающих определенную ролевую позицию, выделенные личностные черты (оптимизм, доверчивость, радикализм, развитое творческое воображение) выступают в качестве факторов, которые оказывают значимое влияние на уровень удовлетворенности отношениями, т.е. чем более выраженными являются эти черты, тем выше удовлетворенность браком.

Завершая обсуждение назначения, структуры и содержания эмпирической части работы, нам бы хотелось привести ряд вопросов, ответы на которые в той или иной степени желательно отразить в параграфах данной части исследования:

· Что уже известно по предмету данного параграфа из других исследований, из предыдущей части вашей работы, что следует из основного замысла исследования?

· Какова ваша собственная позиция по предмету, вытекающая из общей концепции работы?

· Каковы доводы в пользу предлагаемой позиции, избранного варианта, отстаиваемых утверждений?

· Какими фактами, сложившимися научными положениями можно обосновать вашу точку зрения, предлагаемые подходы?

· Каковы возможные возражения, сомнения по поводу приводимых вами положений, как и чем они опровергаются, парируются?

· Какой вклад вносит содержание данного раздела в решение общей научной проблемы, рассматриваемой в работе?

· Какие детали предмета данного параграфа надо осветить более подробно ввиду их значительного влияния на результаты работы и следующие из работы выводы?

· В какой мере положения, излагаемые в данном параграфе, влияют на последующие разделы работы, задают продолжение линии исследований?

· Что еще обязательно должно быть в параграфе для обеспечения полноты содержания, соответствия названию?

· Что следует из материалов, изложенных в данном параграфе? [14, с. 101].


opori-i-opornie-konstrukcii.html
opori-vozdushnih-linij-elektroperedachi.html
    PR.RU™